Элементы сенсорной интеграции на коррекционно-развивающих занятиях нейропсихолога и логопеда-дефектолога
Люди постоянно взаимодействуют с окружающей средой через органы чувств (слух, зрение, обоняние, вкусовые рецепторы, проприоцептивную, тактильную и болевую чувствительность, т.д.).
Сенсорная интеграция позволяет человеку правильно воспринимать получаемую информацию, приспосабливаться и развиваться.
При нарушении сенсорной интеграции головной мозг получает искаженную информацию от рецепторов или неправильно ее воспринимает в результате задерживается, отклоняется или нарушается психофизиологическое развитие ребенка. Дети могут быть очень чувствительными к звукам, которые их возбуждают и раздражают.
Так, слушая собеседника, мы перестаём замечать фоновые шумы и настраиваемся только на восприятие речи. Многим детям с РАС (расстройством аутистического спектра) трудно отделить речь от всех окружающих звуков, которые они слышат одновременно и громко, называемой сенсорной перегрузкой, вплоть до полного «игнорирования» человеческой речи.
В других случаях у детей с РАС может нарушаться зрительное восприятие, когда ребенок видит, но понять и осознать информацию, что он видит ему трудно или невозможно, потому что у нее отсутствует смысловая нагрузка.
Часто эти дети имеют особенности в питании и употребляют продукты определённого цвета или консистенции. Новые места, одежда, мебель, перемены в правилах поведения, могут вызывать у них протестную реакцию, плачь или истерику.
Ребенок с нарушенной тактильной чувствительностью избегает ласковых прикосновений, так как поглаживание у него вызывает болезненные ощущения, при этом же он может быть малочувствительным к другим ощущениям (тепло-холод; удары, др.).
При нарушении глубокой суставной чувствительности (проприорецептивной), у ребенка отсутствует четкое понимание расположения его рук и ног, языка, губ, др.., что со стороны выглядит как неловкость, неуклюжесть и нарушение координации.
Научить мозг ребёнка правильно воспринимать и оценивать сигналы от всех рецепторов (зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных, болевых) помогают занятия по сенсорной интеграции, которые проводит нейропсихолог и/или специалист по сенсорной интеграции при показании невролога и/или психиатра.
В специально оборудованном помещении специалист в игровой форме, дозированно использует:
- для восстановления тактильной чувствительности — предметы различной текстуры;
- для коррекции невротических проявлений и расторможенности — специальные мешки, трубы, техники глубокого давления с применением утяжеленных одеял;
- для осознания собственного тела и восстановления глубокой суставной чувствительности использует специальные упражнения в сенсорно-спортивном комплексе, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, включает в индивидуальную программу его занятий.